Сегодня исполнилось бы 88 лет Анатолию Николаевичу Квасову

Анатолий Николаевич Квасов
Народный артист России, лауреат государственной премии им. М. Глинки, профессор
годы жизни (1935-2007)
Художественный руководитель
государственного академического ордена Дружбы народов
ансамбля песни и пляски Донских казаков
(1970-2007гг)
Анатолий Квасов родился 15 марта 1935 года в станице Ново - Величковской Краснодарского края. Мать - Валентина Антоновна из круга семейной сельской интеллигенции. Отец - Николай Степанович из семьи линейного казака Степана Квасова, лихого, бесстрашного воина, защитника Южных границ Российской империи.
Несмотря на страсть Анатолия к живописи и игре на балалайке, родители решили: «рисование - хорошо, музыка- прекрасно, но инженер тем более - горный это - профессия» и возражать было бесполезно.
Сначала был горный институт города Орджоникидзе. Окончив его, А. Квасов едет в Ленинградскую консерваторию, где его замечает знаменитый ленинградский композитор О.А. Евлахов. Анатолий Квасов становится студентом (сразу 3 курса) композиторского отделение музыкального училища. Проучившись год, начинающий композитор узнаёт, что в Москве в институте им. Гнесиных, а это был 1966 год, открылось отделение руководителей народных хоров. Анатолий все бросает и едет в Москву.
Поступив на факультет руководителей народного хора, Анатолий Квасов с головой окунается в дорогую его сердцу атмосферу народного пения.
В 1969 году, Министерство культуры СССР, возглавляемое членом ЦК партии Е.А. Фурцевой, прини мает решение о реорганизации ансамбля Донских казаков в г. Ростове на Дону. Причина простая - по всему миру с огромным успехом гастролирует казачий хор под руководством Сергея Александровича Жарова.
Неслыханный успех белогвардейского казачьего хора раздражал не только определенные круги Министерства культуры СССР, но и высокое партийное руководство страны.
Было принято решение создать такой коллектив, который бы превзошел и затмил Жаровский хор. Существующий ансамбль Донских казаков не соответствовал необходимому художественному уровню и поставленным политическим задачам.
И вот, Екатерина Алексеевна Фурцева, поручает Заслуженному деятелю РСФСР, профессору, зав. кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных Александру Александровичу Юрлову, подобрать достойную кандидатуру из студентов старших курсов отделения руководителей народного хора на должность художественного руководителя ансамбля Донских казаков, с широкими полномочиями по реорганизации коллектива. Такой кандидатурой оказался Анатолий Квасов – студент IV курса.
В течении года шла подготовка новой программы. Во время реорганизации, практически весь старый состав ансамбля был уволен. А. Квасов объявил о наборе артистов в ансамбль Донских казаков. Со всей страны потянулись талантливые, молодые артисты. Конкурс был огромен.
Опираясь на свой музыкально - мировоззренческий опыт, полученный в стенах института, под влиянием выдающихся наставников: А. Юрлова, Л. Христиансена, В. Хорькова, А. Рудневой, Н. Мешко, Анатолий Квасов четко определил новую творческую направленность коллектива. В основу ее были положены народно - песенные традиции Донского края. Они глубоко осознавались, творчески обосновывались, не нарушая старинного и современного казачьего духа. Важнейшим подспорьем в работе Анатолия Квасова был не только пятитомный арсенал песенной культуры Дона Листопадова, но и его личный фонограммный багаж, записанный в творческих экспедициях по Ставрополью, Кубани и Дону, ещё в студенческие годы. Его неутомимый, скрупулёзный труд увенчался пятикилометровыми кассетными записями уникального песенного и редчайшего инструментального народного творчества. Более того А. Квасов неутомимо знакомился с багажом фольклорных экспедиций музыкальных ВУЗов Ленинграда, Москвы, Ростова. Это давало худруку огромный фольклорный базис.
С первых дней своей работы Квасов заявлял о том, что ансамбль Донских казаков - не фольклорный коллектив, а коллектив профессиональный, основанный на казачьем фольклоре.
Программы обновленного коллектива формировались как яркие, зрелищные, динамические. Они отличались четким рисунком выразительной характеристикой каждого номера, смысловой насыщенностью, неповторимой музыкальной образностью. Это всегда требовало напряженной работы. При создании программы ансамбля художественный руководитель систематически сталкивался с проблемой, которую сформулировал так: «Самое главное - принять решение. Сказать «да» или «нет»». В этих словах заключается огромная ответственность. От его слов зависит судьба песни, танца, музыки, оркестровки, костюма, да всего коллектива.
В ансамбле Донских казаков храниться уникальная фонотека, собранная Анатолием и Раисой Квасовыми. Не забываются песни, собранные Листопадовым, подсказанные М.А. Шолоховым.
Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, А.Н. Квасов приобрел известность, широкую популярность. Ансамбль жил и живет бурной жизнью. Начиная с семидесятых годов коллектив, участник самых престижных фестивалей культуры в стране: «Русская зима», «Московские звезды», «Белые ночи», «Зори над Бугом», «Мерцишор».
С 70 – х годов начинается триумфальное шествие ансамбля Донских казаков за пределами России. Первые зарубежные гастроли в Болгарию, затем Польшу, Чехословакию, Югославию.
Все страны Европы, и конечно первые гастроли в США в 1974 году. 54 города, тысячи километров, и конечно превосходная пресса. Отчёт А.Н. Квасова перед министром культуры СССР Е. Фурцевой о выполненном задании.
Вся это бурная жизнь, связанная с головокружительным темпом, отсутствие отдыха, тяжелейшее напряжение, не могло не сказаться на здоровье художественного руководителя.
В 2007 году, Народный артист России, Лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов, ушёл из жизни. В этом же году ансамблю Донских казаков присвоено имя его выдающегося руководителя – Анатолия Квасова.
Сегодня Анатолию Николаевичу исполнилось бы 88 лет.