АНАТОЛИЙ КВАСОВ

Народный артист России, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор. Художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски Донских казаков (19702007 гг.)
hist-hat-clip.png
1970 - 2007
1970-2007_kvasov.jpg

Новый этап

В 1969 году Министерство культуры СССР, возглавляемое Е.А. Фурцевой, принимает решение о реорганизации ансамбля Донских казаков.Причина простая – по всему миру с большим успехом гастролирует казачий хор под руководством Сергея Жарова. Успех белогвардейского казачьего хора послужил поводом для решения о реорганизации уже существующего ансамбля Донских казаков.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ АНСАМБЛЯ

Е.А. Фурцева поручает Заслуженному деятелю РСФСР, профессору, зав. кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных А.А. Юрлову подобрать достойную кандидатуру из студентов старших курсов отделения руководителей народного хора на должность художественного руководителя ансамбля Донских казаков, наделенного широкими полномочиями по реорганизации коллектива. Такой кандидатурой оказался Анатолий Квасов – студент IV курса.

Встреча А.А. Юрлова и А.Н. Квасова с Е.А. Фурцевой определила задачи и сроки их выполнения. Руководство ансамбля было утверждено в следующем составе: художественный руководитель – Анатолий Квасов, главный хормейстер – Людмила Антипова, хормейстер-фольклорист – Надежда Ломанова (обе – однокурсницы А. Квасова), балетмейстер – Петр Митин, руководитель оркестра – Виктор Шевченко, концертмейстер, баянист – Борис Огурцов, директор ансамбля – Николай Чкань. С января 1970 года началась работа по созданию нового коллектива и новой концертной программы.

А. А. Юрлов

А. А. Юрлов

Заслуженный деятель РСФСР Профессор, зав. кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных

Руководство ансамбля в 1970 г.

А.Н. Квасов - Художественный руководитель ансамбля (1970–2007 гг.)

А.Н. Квасов

Художественный руководитель ансамбля

Виктор Шевченко - Руководитель оркестра

Виктор Шевченко

Руководитель оркестра

Людмила Антипова - Главный хормейстер

Людмила Антипова

Людмила Антипова - Главный хормейстер

Борис Огурцов - Концертмейстер, баянист.

Борис Огурцов

Концертмейстер, баянист

Надежда Ломанова - Хормейстер - фольклорист.

Надежда Ломанова

Хормейстер - фольклорист

Николай Чкань - Директор ансамбля (1968–1988 гг.)

Николай Чкань

Директор ансамбля (1968–1988 гг.)

АНАТОЛИЙ КВАСОВ

Народный артист России, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор. Художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски Донских казаков.

Путь Анатолия Квасова в народное искусство был непрост. Детство в казачьей станице Краснодарского края, страстная любовь к музыкальным инструментам и рисованию, привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной музыке.

Сначала был горный институт города Орджоникидзе. Работал на шахте в Украине горным инженером, но музыка манила, будоражила, и вот неожиданное решение – дирижерское отделение музыкального училища г. Орджоникидзе. Окончив его, А. Квасов едет в Ленинградскую консерваторию, где его замечает знаменитый ленинградский композитор О.А. Евлахов. А. Квасов становится студентом (сразу 3-го курса) композиторского отделения музыкального училища.

Проучившись год, начинающий композитор узнает, что в Москве в институте им. Гнесиных, а это был 1966 год, открылось отделение руководителей народных хоров. Анатолий Квасов все бросает и едет в Москву. Поступив на факультет руководителей народного хора, А. Квасов с головой окунается в дорогую его сердцу атмосферу народного пения, которую он впитывал с младенческих лет. До конца своих дней Анатолий Николаевич останется предан народной песне, великому культурному наследию донских казаков.

Студенту 4-го курса института им. Гнесиных – Анатолию Квасову – А. Юрлов предлагает отправиться в Ростов-на-Дону и стать руководителем ансамбля Донских казаков. Задача – сделать совершенно новую концертную программу и защитить её как дипломную работу. Создать такой ансамбль, которому нет равных в стране, доказать зарубежью, что донские казаки смогли сохранить своё наследие, что песенное творчество казаков не забыто.

В течение года шла подготовка новой программы. Во время реорганизации практически весь старый состав ансамбля был уволен.

А. Квасов объявил о наборе в ансамбль. Со всей страны потянулись талантливые молодые артисты. Конкурс был огромен. Артистам предлагали жильё в Ростове и большие перспективы. Штатный состав ансамбля Донских казаков увеличился до 105 человек. Хоровая группа – 40, балетная – 40, оркестровая – 15, художественно-производственная группа – 10 человек.

555x240-hist-pic-1.jpg
555x240-hist-pic-2.jpg

Опираясь на свой музыкально-мировоззренческий опыт, полученный в стенах института, под влиянием выдающихся наставников – А. Юрлова, Л. Христиансена, В. Харькова, А. Рудневой, Н. Мешко – Анатолий Квасов четко определил новую творческую направленность коллектива. В основу ее были положены народно-песенные традиции Донского края. Они глубоко осознавались, творчески обосновывались, не нарушая старинного и современного казачьего духа.

С первых дней своей работы Квасов заявлял о том, что ансамбль Донских казаков – не фольклорный коллектив, а коллектив профессиональный, основанный на казачьем фольклоре, воплощенном в сценической форме. Чтобы осуществить задуманное, под знамя ансамбля Донских казаков привлекались признанные мастера народного хореографического искусства: Народный артист СССР М. Годенко, Народный артист РСФСР А. Хмельницкий, лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров В. Копылов, Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Г. Гальперин. Это их талант и постановочное мастерство помогли осуществить смелые замыслы А. Квасова.

Особым уважением в коллективе пользовалась Паулина Иосифовна Короткова – главный художник по костюмам Кировского (ныне Мариинского) театра. Она одела ансамбль и превратила его в фантастическую феерию цвета. Достаточно было открыть занавес во время концерта, как публика взрывалась овациями, столь естественными и гармоничными были цветовые сочетания костюмов.

П. И. Короткова

П. И. Короткова

Главный художник по костюмам Кировского (ныне Мариинского) театра

ПЕРВОЕ КРЕЩЕНИЕ

И вот первое крещение – показ новой программы. В Ростов приезжает комиссия – принимать государственный экзамен студента 5-го курса института им. Гнесиных Анатолия Квасова. Состав комиссии впечатляет: Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора Нина Константиновна Мешко, Заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель Уральского народного хора Лев Львович Христиансен, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России им. М. Глинки, профессор, художественный руководитель Академического хора русской песни Николай Васильевич Кутузов. И, конечно, педагог и наставник – Народный артист РСФСР, профессор Александр Александрович Юрлов, который в течение года несколько раз приезжал в Ростов на репетиции ансамбля.

Из воспоминаний А. Квасова:

«В августе 1969 года началось обновление ансамбля. Прежний ансамбль придерживался академической манеры исполнения. Наш коллектив – профессиональный, основанный на донском фольклоре. Много пришлось поработать над интонацией и языком казаков, воскресить старые, забытые песни, возродить настоящий характер донского казака, настоящие станичные пляски».

Комиссия высоко оценила новую программу ансамбля. Очень понравился хор, манера исполнения, яркие и самобытные костюмы. Первый показ новой программы в Москве состоялся на фестивале «Русская зима» в 1972 году – и сразу в станицу Вёшенскую, к М. Шолохову. О том концерте в районном Доме культуры много писали.

Из воспоминаний А. Квасова:

Как только в зале появился Михаил Шолохов с женой Марией Петровной, хор грянул &laquoОй, да возвеселитеся, храбрые донцы!..». Песня замечательным образом отвечала настроению артистов. Шолохов сидел напряжённо, сосредоточенно вслушиваясь в голоса, в слова песни, но глаза его блестели, нам даже показалось – сияли. В антракте Шолохов зашёл в маленькую закулисную комнату. Познакомились. Михаил Александрович не говорил похвальных слов, всё больше выспрашивал, внимательно слушал…

Из письма М.А. Шолохова Квасову:

Возьмите упор на лирические, «сердешные» песни верховых казаков. Разучите их, сделайте, и эти самобытные песни будут у вас коронными! Успех будет у вас в руках.

Это напутствие знаменитого земляка А.Н. Квасов будет помнить всю жизнь.

Программы обновленного коллектива формировались как яркие, зрелищные, динамичные. Они отличались четким рисунком, выразительной характеристикой каждого номера, смысловой насыщенностью, неповторимой музыкальной образностью. Это всегда требовало напряженной работы.

При создании программы ансамбля художественный руководитель систематически сталкивался с проблемой, которую сформулировал так:

Самое главное – принять решение. Сказать «да» или «нет».

В этих словах заключается огромная ответственность, в них судьба песни, танца, музыки, оркестровки, костюма, да и всего коллектива.

Репертуар для ансамбля не лежит на библиотечных полках, как, предположим, для симфонического оркестра. Он создается внутри коллектива, как правило, мучительно, годами шлифуется, переделывается и отбирается.

При всей кажущейся простоте, даже примитивности тех или иных номеров программы, они должны быть доведены до высшей степени отточенности и завершенности. Всякое нарушение чувства меры граничит с безвкусицей и пошлостью. Сохранить народную песню в ее чистейшей первозданности, не довести ее до «кабацкого разгуляя», до «попсовой» шлягерности – вот задача художественного руководителя ансамбля Донских казаков и его команды.

После второй встречи с Шолоховым, состоявшейся примерно через полгода, и тоже в Вёшенской, Квасов писал:

«За полтора-два часа разговора с Михаилом Александровичем я получил такой запас знаний, такую методологическую основу для своей работы, которые можно приравнять к целому вузовскому курсу по народному творчеству Дона».

Главным другом и помощником в работе над репертуаром была спутница А.Н. Квасова – Раиса Ивановна Квасова (Шапошникова). Раиса Шапошникова после окончания Саратовской консерватории (класс профессора Л.Л. Христиансена) была направлена на стажировку в хор ансамбля Донских казаков. Её необыкновенной красоты голос – альт – сразу привлек внимание А. Квасова. В программе Раиса Шапошникова исполняет сольные запевы. Первые записи пластинок фирмы «Мелодия» в 1974 году хранят её уникальный голос. В ансамбле создаётся эта удивительная семья. Оба лидеры, профессионалы своего дела, преданные народной песне.

Впоследующие годы Раиса Квасова – хормейстер-фольклорист, в дальнейшем – главный хормейстер ансамбля. Теперь уже вместе они организуют многочисленные экспедиции по Ростовской области, Ставрополью, Кубани. Собирают, записывают и обрабатывают многочисленный песенный материал. Отбирают всё самое ценное для использования в программе нового ансамбля. В ансамбле Донских казаков хранится уникальная фонотека, собранная Анатолием и Раисой Квасовыми. Они понимали, что нужен материал для постоянного обновления репертуара. А.Н. Квасов говорил:

«Ездить надо как можно больше, проявишь раз-другой невнимание – и потеря может быть необратимой. Дело в том, что сейчас идёт смена поколений в народных ансамблях и хорах, старики уходят, а с ними – и песни. Об этом с большой озабоченностью говорил мне М.А. Шолохов».

П. И. Короткова

Р. И. Квасова (Шапошникова)

Главный хормейстер Заслуженная артистка России.

Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, А.Н. Квасов приобрел известность, широкую популярность. Ансамбль живёт бурной творческой жизнью. Начиная с семидесятых годов коллектив – участник самых престижных фестивалей культуры в стране: «Русская зима», «Московские звезды», «Белые ночи», «Зори над Бугом», «Мерцишор».

Газета «Советская культура» от 18 сентября 1973 года писала:

«На концерте в Москве в зале им. Чайковского с особенной силой проявился высокий художественный уровень А.Н. Квасова. Культура, музыкальность, вкус, чувство сти- ля, гибкость, подвижность голосоведения – много похвальных слов можно сказать о мастерстве певцов, умеющих из каждой песни создать яркую картинку народной жизни».

Монументальные исторические песни, былины, песенные циклы, песенные «веночки», объединенные общей тематикой, состоящие из величальных, хоровых и гулебных, свадебных песен, шуточные, лирические, военные составляют основу концертных программ. Каждая песня – гибкое сплетение звучащих голосов уникальных хоровых партитур, создающих пульсирующую стихию народной полифонии, неразрывно связанной со словом, богатым яркой образностью.

Фирмой «Мелодия» в 1974-м и 1979 годах записывается ряд пластинок программы ансамбля, которые тысячным тиражом расходятся по стране. Ансамбль Донских казаков становится лауреатом I степени во всероссийских конкурсах среди профессиональных хоров в 1975-м и 1981 годах.

Первые зарубежные гастроли в Болгарию, затем Польшу, Чехоcловакию, Югославию в 1973 году стали началом триумфального шествия ансамбля Донских казаков за пределами России. Знаменательным событием стали гастроли в США в 1976 году. 54 города, тысячи километров, восторженные отзывы прессы. Отчёт А.Н. Квасова перед министром культуры СССР Е. Фурцевой о выполненном задании.

Из интервью А.Н. Квасова:

«Вернувшись из Америки, я привёз для Е. Фурцевой статью из прессы, где было написано, что ансамбль Сергея Жарова выглядит наивным по сравнению с Донскими казаками из Ростова-на-Дону. Положил на стол эту статью и сказал – задание выполнено».

Много интересных событий было в жизни коллектива. Одно из них – в 1977 году в Париже. Участие в большом концертном представлении «Песни и танцы русских революций».

Из интервью А.Н. Квасова газете «Вечерний Ростов» от 17 декабря 1977 года:

«Вместе с нами во Францию выезжала группа артистов Большого театра, солисты многих театров страны. Но всё же, по мнению режиссёра И. М. Туманова, стержнем программы был ансамбль Донских казаков. Для нас это была серьёзная проверка сил. Ведь впервые артистам ансамбля пришлось исполнять много актёрской, чисто сценической работы».

В честь этого триумфального концерта в 1977 году была издана пластинка «Песни и танцы русских революций».

Проекты молодого художественного руководителя, его творческие замыслы воплощались в ярких композициях: «Свадебная игра», «Азовские сидения» в номерах «Майдан» и «Вольница», «Ты воспой в саду, соловейко», «Казаки в 1812 году», «Хороводье» и многие другие. Эти концертные номера стали важнейшей художественной ценностью коллектива. Песни времён исторических подвигов казаков органично влились в новую программу. Практически весь песенный репертуар обработан Анатолием Квасовым. «Из-за острова на стрежень», посвящённая разинской вольнице; «Конь боевой», посвящённая суворовским походам 1799 года; «Поехал казак на чужбину далёко» – песня о войне в Финляндии в 1808–1809 годах; «Двадцать пять ребят лихие» – о самоотверженной войне с турками в 1806–1812 годах; «Ой ты, батюшка славный тихий Дон» – об ополчении казаков на войну 1812 года. Все эти песни, петые многие столетия, зазвучали с новой силой в программе Анатолия Квасова.

Анатолий Николаевич большое внимание уделял построению концертной программы, важная составляющая которой – динамическое, сквозное развитие. Концерт всегда начинается с эпического вступления. Старинные песни и костюмы вводят зрителя в историческую атмосферу. Затем песни становятся подвижнее, появляются лирические, строевые, шуточные. Песни перекликаются с танцами, и в финале – синтез всей истории – оглушительная пляска с клинками, сложнейшими трюками, неистовой энергией.

А.Н. Квасов тонко понимал, что условия сцены – особые условия. Народная песня из естественного существования в окружении природы, аксессуаров похода, дорожного привала, домашних условий быта попадает в сценическую атмосферу костюма, движе- ния, света. Здесь песня должна врасти в заданные обстоятельства условностей подмостков сцены, стать еще более выразительной и не утратить своих первозданных качеств.

Ансамбль песни и пляски – форма синтетическая, где хор, танцевальная группа и оркестр составляют одно гармоничное целое.

И все же, говоря о коллективе, следует выделить в первую очередь хор, он является выразителем основного драматургического стержня, главной смысловой идеей, его философией. Танцевальная группа – проявление огромной эмоциональной энергетики, ее пластической красоты, упоительной обаятельности и насыщенной выразительной зрелищности. Оркестр – элемент объединяющий, развивающий, усиливающий все компоненты, проявляющиеся как в хоре, так и в балете, создающий единое целое, единый красочный спектакль.

Анатолий Николаевич «заставил» хор двигаться, создавать театрализованные картинки, применять различные хореографические движения: «приплясывания», «коленца», характерные для донской традиции. Создал единый сценический образ – обязательно черноволосые казачки с аккуратно убранным в шлычку волосом и казаки с чубами и усами. А.Н. Квасов создал мощную оркестровую группу, ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания. Представилась возможность инструментальными приёмами разнообразить концертные номера. В программе появились сольные номера: инструментальные дуэты, хоровые ансамбли. Создаются вокальнохореографические композиции, похожие на театрализованные действа, в которых разыгрываются сюжетные картинки: «На квартирах казаченьки стояли», «Когда казаки плачут», «День воскресный в старом Ростове». Эти номера являются гордостью ансамбля.

С 1981 года Анатолий Николаевич Квасов возглавлял в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова отделение руководителей народного хора. Выпускники Анатолия Николаевича востребованы в различных профессиональных коллективах страны. Анатолий Николаевич щедро передавал богатый профес- сиональный опыт. Более тридцати лет ансамбль песни и пляски Донских казаков является уникальной базой для освоения навыков сценического исполнения народной песни и профессионального роста студентов.

П. И. Короткова

A. Н. Квасов

Художественный руководитель (19702007 гг.)